Почему, шаман?
Сейчас, если я вдруг решусь поиграть в какую-нибудь игру, то не задумываясь выберу шамана. Этот класс стал мне настолько близок по духу, что начинать кем-то другим уже равносильно предательству. Но так конечно было не всегда. В свое время, когда мы еще начинали на пиратке, первым моим классом был паладин. Я провел с ним достаточно много времени и все было бы хорошо, если бы мне не наскучил альянс. И тогда мы с друзьями решили перейти за орду. Ну а так как паладинов у орды изначально не было, то выбор пал как раз на шамана, как схожий по механике и весьма привлекательный класс. И так он мне запал в душу, что куда бы я не шел, в какую бы игру не играл, всегда старался, чтобы шаман был со мной.
Шаманы в Варкрафте — это очень универсальный и гибкий персонаж. Конечно им далеко до тех же паладинов и друидов, которые могут все да еще в совершенстве. Но тем не менее это один из тех гибридных классов, который может не только вредить, но и лечить. Шаманы бывают трех специализаций: шаманы стихий — этакая альтернатива магу, призванная наносить повреждения магией на расстоянии, шаманы совершенствования — мастера ближнего боя, с наслаждением нарезающие врага в мелкую капусту и шаманы исцеления, являющиеся лучшими рейд-хилерами и по сей день. История шаманов в мире Варкрафта уходит своими корнями глубоко в Дренор (другое название Запределья) и культуру орков. Даже знаменитый вождь орды, Тралл, не кто иной, как шаман. По легенде именно он вернул оркам умение разговаривать с духами и призывать силу четырех стихий. Однако будучи воспитанником людей, Тралл стал еще и прекрасным воином, что, возможно, и послужило разнообразию специализации класса.
Раса
Многие задают вопрос, какая раса лучше всего подойдет шаману? Обычно я отвечаю на него таким образом: та, какая вам по-душе. Безусловно, каждая имеет свои преимущества, но в конечном итоге эти бенифиты можно будет уровнять профессиями, чарами и шмотом. Но если вы так сильно любите цифры, тогда следует обратить внимание на следующие бонусы рас: Time is money гоблинов, Blood Fury и Axe Specialization орков, Berserking троллей, Heroic Presence дреннев или Mace Specialization дварфов. Но в конечном счете, мне кажется, лучше всего выбирать именно по внешнему виду. Например, я ни за что не променяю орков, хотя где-то в глубине души мне может быть и хотелось поиграть воргеном.
Выбор специализации
Что касается меня, я вообще качался в исцелении до 67 уровня, когда все же не выдержал и «спекнулся» в элема (стихии). Но тогда все было немного иначе и не каждый мог себе позволить отступить от выбранной роли. К счастью теперь у нас есть Dual-spec, доступная каждому, кто дорос до 30 уровня. Вообще для быстрой прокачки лучше всего выбирать т.н. дпс-специализацию, иначе игра затянется, наскучит и перестанет приносить удовольствие. Но в конечном итоге, это лично ваш выбор. До 15 уровня спек вообще не имеет никакого значения. Да и где-то до 30 отразится на вас только если пойти в какое-нибудь подземелье, да и то незначительно. Хотя конечно лучше, если вы заранее определитесь с видом деятельности и с каждым разом будете совершенствовать свое мастерство.
Таланты
На 10-ом уровне вам предложат определиться, что же вы все-таки решили делать своим персонажем в дальнейшем. В зависимости от этого вы сразу получите Thunderstorm, Lava Lash или Earth Shield. Стоит также напомнить, что вы не сможете вкладывать очки в другую ветку талантов, пока не закроете 31-м талантом предыдущую. Что случится аккурат на 69-ом уровне. Поэтому ни о каких гибридных спеках сейчас говорить не приходится. Можно лишь получить некую дополнительную степень свободы, но это скорее относится к специфике тех или иных классов. Что касается способов раскладки талантов, то здесь стоит выбирать из классических билдов: элем 34/7/0, энх 8/33/0, рестор 2/7/32 или же обратиться к специализированным форумам.
Броня и оружие
Первое, что стоит запомнить начинающему шаману, это тип брони, от которого впоследствии будет зависеть Mail Specialization. В принципе, до пятидесятого уровня вы можете носить все, что душе угодно, лишь бы это можно было напялить. Сначала ваш тип брони будет ограничен изделиями из кожи. А по прошествии сорока уровней — кольчужных. Думаю, лучшим вариантом, будет остановиться на последнем и не изменять ему до конца. Да и другим классам вряд ли понравится, если вы будете постоянно уводить у них из-под носа нетипичный вид шмота. Другими словами с 40-го начинаем носить кольчугу и только кольчугу. И зарубите на носу, никакие бонусы от другого типа брони не смогут перебить бонус от специализации.
Что касается оружия, то здесь стоит обратить внимание на способности вашего класса. Если же вы не орк и не дварф, тогда в принципе не имеет значения, какими из доступных вам предметов вы будете вносить сумятицу в ряды врагов. Хочу лишь отметить, что сейчас шаманы не слишком заточены под игру с двуручным оружием, поэтому посохи, двуручные топоры и молоты лучше оставить другим. В магических спеках обычно используют сочетание одноручный молот или кинжал и щит. В ближнем бою любое другое одноручное оружие за исключением мечей. Мечами и копьями шаманы не смогут владеть ни при каких условиях. И помните, боевым заклинателям предпочтительно иметь предметы с рейтингом меткости, тогда как лекарям этот параметр совершенно не нужен.
Заклинания
Начинаете вы игру с одним единственным заклинанием — молнией, которое впоследствии станет вашим любимым средством нанесения повреждений вне зависимости от специализаций. С четвертого уровня вам станут доступны тотемы первой из четырех стихий и к тридцатому вы сможете вызывать их все одной кнопкой. На двенадцатом вас научат воскрешать мертвых и снимать с врагов положительные эффекты. А достигнув 16-го уровня шаман сможет превращаться в волка, что увеличит его скорость перемещения на 30%, в том числе и внутри помещений. Конечно, это далеко не все доступные заклинания. Все их многообразие описать в двух словах вряд ли получится. Что же касается т.н. ротации, то несмотря на ее отсутствие, в зависимости от спека, система приоритетов будет примерно следующая:
- Шаман стихий обычно начинает бой с Flame shock (14) и далее продолжает бить с помощью Lightning Bolt или Chain Lightning (28), чередуя ротацию с Lava Burst (34).
- Шаман совершенствования, несмотря на то, что является воином ближнего боя, тоже начинает бой с Flame shock (14), продолжая наносить повреждения при помощи Lava Lash и Stormstrike (29). И хотя по-началу может пригодиться Primal Strike, затем вы полностью про него забудете.
- Шаман исцеления в свою очередь начинает бой с Earth Shield на танка, затем следит за его здоровьем с помощью Healing Wave (7) и Healing Surge (20), помогая по-возможности другим участникам группы. Впоследствии для этой цели ему станет доступно Chain Heal (40), не говоря уже о других, более мощных заклинаниях.
Также стоит на забывать о тотемах, шаманских чарах на оружие, их высвобождении (81) и стихийных щитах. И конечно же формах контроля: Bind Elemental (64) и Hex (80). Ведь все эти особенности в конечном итоге делают нас уникальным гибридным классом, способным на великие подвиги. Конечно, это далеко не вся информация о шаманах. Впоследствии, когда люди осваиваются в игре, они все больше углубляются в цифры и т.н. теорикрафт. Начинают читать специализированную литературу, смотреть армори топовых шаманов и общаться на тематических форумах. И тогда уже смогут сами давать советы. Но пока я хочу лишь избавить все вышеперечисленные ресурсы от одного навязчивого вопроса: как «шпилить» то? И если что-то еще вам будет не понятно по игре шаманом, спросите лучше кого-нибудь из более опытных игроков или например в этой теме. Потому что на форумах, боюсь, кроме грубости, вы ничего этим не добьетесь. P.S. Я специально не останавливался на символах или как их еще называют, глифах. Всю эту информацию вы найдете в каждом конкретном билде в разделе «Таланты».
Автор вобще то шаманов у воргенов нету как бы и кольчугу они использует с 40 лв как и было
Совершенно бесполезная статья. Это как "Я поиграл шаманом в ВоВ 3 минуты, а потом кончилась проплата, но я додумал".
Спасибо, исправил.
отличная вводная статься про шаманов 🙂 спасибо)<br />мне бы такую 4 месяца назад, когда начинала играть, было бы очень полезно)
Может быть я в чем-то с вами и согласился, если бы своими глазами не наблюдал в инстах Катаклизма шаманов, которые нидят "лезер" или хилят танка без "ерс-шилда". Или задают вопросы на форумах вида "я не давно начел играть шаманом как и чем лудши хилить ". А вдруг кто-то найдет для себя в этом что-то полезное? Ведь не все же pro!
шаманы — единственный хилящий класс которого у меня нет :О) все они погибли при загадочных обстоятельствах едва получив 20й уровень :О) ну не моё это и всё тут :О)
Особенно если учесть, сколько времени Палыч уже играет шаманом, коммент гораздо более бесполезен.
как шаман в инстах катаклизма может нидить что-то, кроме кольчуги? <br />если шам пытается "хилить" танка без щита, танку можно прирости к земле и не двигаться, пока на него щит этот не повесят 🙂
Я лишь описал контингент. А как с ним бороться, это уже вторично.
Спасибо за пост)
Отлично спасибо ^^
Шаман отличный боевой и хилищяий класс персонажей. Нет рейдов где-бы отсутствовали шаманы. ЦЛК 10 всегда стараются брать 2 шамана, без шаманов не ходят так как способности шаманов давать + к характеристикам не заменимы, да и гера (растишка, рост) просто чудо. Шаман как хил великолепен, мас хилы поражают, рукастый хил шаман легко вытягивает случайно набранный рейд. Что касаться элема, его дамаг
я вот думаю играть за баланс друля ( тролля ) или за элема гоблина???
спс) хороший гайд)