Все течет, все меняется и сейчас мы смотрим на шаманов совсем по-другому. Конечно, жаль, что нас лишили уникальной фамильной черты — Жажды крови (Героизма). Однако, на сегодняшний день мы имеем столько полезных способностей, что без шамана не обойтись. И действительно, рассматривая Топ-3 рейдовых составов мы в каждом из них наблюдаем шамана. Причем, если посмотреть world-first Гарроша, то можно заметить, что китайцы из гильдии 天 啟 убили его в одного хила — шамана. Да, можно долго рассуждать про уровень шмота, 4 уровня апгрейда, раздельные КД для 10 и 25. Но все-таки это был шаман!
Так почему же без шамана не обходится практически ни один рейд? Чем они так хороши? Начнем с того, что шаман — это универсальный персонаж. Как показывает практика, 10 шаманов вполне способны рейдить самостоятельно. Но дело даже не в этом, а в большом многообразии рейдовых сейвов. Ни один другой класс в дпс-спеке не способен закрыть рейд так как это может сделать шаман. Если вы посмотрите эффективное исцеление, то отметите, что шаман идет вровень по эффективному исцелению с блад-Дк, но в отличие от последнего, поднимает весь рейд.
~ Сейвы ~
У нас есть два мощных рейдовых сейва, доступных в любом спеке. Это Healing Tide Totem и Ancestral Guidance. Причем последний предпочтительно использовать с Healing Rain и/или Ascendance. Не стоит сбрасывать со счетов Healing Stream Totem, который можно усилить при помощи таланта Rushing Streams. В бою, где все стоят раздельно и часто перемещаются он будет неплохим подспорьем. Например на Глубинии или Назгриме. В некоторых случаях можно взять талант Conductivity и использовать Healing Rain, когда рейд преимущественно стоит в одной точке. Правда, в осаде практически нет таких мест. А вот в ПГ на Мегере, вполне.
~ Антимагия ~
Шаманы лучше всех управляются с различными дебафами. Причем как лично, так и для рейда. Первым, конечно идет Tremor Totem, позволяющий снять эффект страха или сна. Но к счастью, в этом сейчас практически нет необходимости. Затем массовое снятие замедления с помощью Windwalk Totem, которое очень пригодится на башнях при битве с Галакрасом или на мобах в ПМШ перед Элегоном. Очень полезным бывает Glyph of Shamanistic Rage, которым можно диспелить дебаф на Ша Гордыни (под Даром титанов) или Павших Защитниках экономя хилам кулдауны и сейвы.
~ Контроль ~
Не будем забывать про контроль, связкой из трех способностей мы сможем дать необходимые секунды рейду: Earthgrab Totem, Capacitor Totem и Totemic Projection. Смешать, но не взбалтывать. Лучше сделать на них макрос и контролить паки одной кнопкой.
#showtooltip
/castsequence reset=10 Earthgrab Totem, Capacitor Totem, Totemic Projection
К сожалению, Hex и Bind Elemental практически не используются в новом рейде, однако смогут немножко облегчить жизнь на треше. Зато как нельзя кстати придется Wind Shear, которым можно прервать излюбленное цепное исцеление кор’кронских шаманах.
~ Отражение заклинаний ~
Редко кто использует Grounding Totem в ПВЕ, а зря. К примеру, очень пригодится на магах в битве с Генералом Назгримом. А с глифом вы не только сможете поймать вредоносное заклинание, но и обратить его против босса. Что будет совсем не лишним в бою с Темными шаманами, где мы сможем срефлектить Froststorm Bolt. Поговаривают, что и на Гарроше может пригодиться данный тотем, но воочию пока увидеть не довелось.
Конечно, мы не затрагиваем класс-специфичные особенности, как исцеление от волков у шаманов совершенствования и отбрасывание или АОЕ-прерывание у элемов с помощью Earthquake. У ресторов есть прекрасная сейв-абилка Spirit Link Totem и не менее важная «палка на ману», как говорит наш друид. Но как бы то ни было, со всем многообразием способностей, а также БЛ и пассивными баффами, особую ценность из которых несут опять-таки элемы и крит, шаманы стали очень востребованы в рейдах. И это не может не радовать. Если рейд из 10 шаманов пока еще из области фантастики, то восемь с парой танков жизнеспособны вполне. Особенно там, где не надо сражаться за лут.
Всё нормально, через какое-то время понерфят. 😎